БТР-ЗД «Скрежет»
Модель сделана в 2007г. За основу взяты 2 набора фирмы "Восточный экспресс". Сам БТР переделывался мало: сделаны поперечные балки-стяжки, иначе верхняя часть корпуса проваливалась в корыто. Добавлена фольга на тримплексы. Сделаны вертикальные перегородки над водометами. На нижнем лобовом листе установлены крепления для десантирования. ЗУ23-2 переделывалась много: стволы автоматов, хоть они и длиннее на 1см, оставил такими же. Прицел заменил на отлитый из белого металла (автор - Алексей Бобков). Добавил и другие детали, если кто будет делать ЗУ от "ВЭ" - сообщу в отдельном письме. Смотрите чтобы схема сборки в коробке оказалась полной. У меня на половине склейки модели закончилась. Помогли друзья с клуба моделистов: принесли пакет фото, где видно что и как крепится на оригинале. Модель окрасил в парадный вариант, фото взял из журнала "М-Хобби". Выбор сделал на машине, пренадлежащей 76 вдд. Декаль взята от набора "ГАЗ-66В", т.к. в коробке лежала декаль от ГАЗ-ММ. Надпись "Отдел озеления горисполкома г. Минск", согласитесь, выглядит на БТР-Д несовсем уместно.
Модель БТР-ЗД.
Моделями начал заниматься в 1980-м году. Сперва были бумажные самолёты, немного парусники, автомобили. Затем перешёл на бронетехнику. Основные темы три: Т-34 и машины на его базе, Т-72 и машины на его базе и техника советских/российских ВДВ. На последней линейке хотел здесь и остановиться по-подробнее.
Сначала о том что это такое стендовый моделизм. Бытует мнение что это увлечение неполностью повзрослевших мужиков, которые не наигрались в детстве в «войнушку»… В большинстве так думают многие женщины. На самом деле, собирание моделей техники подразумевает в первую очередь изучение прототипа, истории создании машины, её боевое применение и соответствие модели и прототипа. На самом деле на сборку модели уходит много времени и… денег. Так как, многие моделисты стараются довести свою модельку до больше сходства с прототипом. Ибо сколько бы много денег не стоила модель – дорабатывать напильником как во всем известном анекдоте про КамАЗ и МиГ-31.
Модельная фирма «Восточный экспресс» выпускала несколько моделей машин ВДВ: БМД-1,
БМД-2, БТР-Д, БТР-ЗД, АСУ-57, 2С9 «Нона-С», ГАЗ-66В и ЗУ23-2. Некоторые модели перепаковывались фирмой «Алангер». Ещё БМД-1П и БМД-2 выпускает украинский «Скиф»,
БМД-1 и БМД-2 - фирма «Звезда». АСУ-85, БМД-3, БМД-4, ЗУ23-2 и ГТ-СМ выпускает китайский «Trumpeter». Китайская фирма «Мэнг» выпускает набор советской малокалиберной артиллерии, где имеется и ЗУ-23-2. Это были перечислены фирмы, выпускающие модели машин ВДВ в масштабе 1:35. Масштаб 1:72 я не собираю и здесь рассматривать не буду.
Итак, зенитный БТР-Д. Когда я его начал собирать в наличии было: желание сделать что-нибудь новое, модели БТР-Д и ЗУ23-2. Изучая доступную информацию (интернет, спецномер журнала «Бронеколлекция» - «Боевые машины десанта» серия «Броня Крылатой пехоты» в журнале «Техника и Вооружение» и журнал «М-Хобби»), узнал что зенитка на корпусе имеет два варианта размещения на корпусе БТР-Д. Над МТО – Тульская дивизия и на грузовой платформе – Псковская девизия. Выбрал второй как наиболее рациональный с технической стороны – нагрузка на корпус машины распределён равномерно. Хотя первый вариант смотрится красивее, но тут происходит больший износ 5-го и 6-го катков.
Сам набор меня немного разочаровал – обнаружился дефект отливки – верхняя часть проваливалась в нижнюю («корыто»). Пришлось сделать поперечные балки-стяжки и вертикальные стойки.
Положение балансиров можно сделать в трёх положениях: в нормальном, сложенном – на «брюхе» и с приподнятым носом.
Чурбаки для стоек платформы зенитки склеил из бумаги. Подгонял их по вертикали с помощью линейки и собранной платформы.
Зенитная установка ЗУ23-2 была взята из набора «ГАЗ-66В с ЗУ23-2» от «Восточного экспресса». С зениткой из набора возникла проблема – на схеме 16 сборка модели закончилась… хотя на литнике ещё оставались детали. И, как после выяснилось, броблемы на этом не закончились… Патронные ящики у модели оказались весящими в воздухе – если бы так было бы у настоящей, то перезарядка осуществлялась бы быстро – с последним выстреленным снарядом ящики отпадывали бы сами… Друзья подсказали где взять чертежи – в журнале «БТВ» и один из них принёс пачку фотографий толщиной см 3. Выяснилось что стволы длиннее чем у настоящей установки. Пришлось также передвинуть ручки перезарядки, сделать держатели патронных ящиков и ещё по мелочам несколько деталей. Прицел, который давался в наборе, был похож скорее
всего на клюшку с шайбой, но только не на прицел в миниатюре… Товарищ принёс прицел, который он отливал для своей модели. И состоял он из трёх великолепно повторённых в масштабе деталей
.
Собранную «рогатку» закрепил на грузовой платформе, как было на фотографии из журнала «М-Хобби». Троса скрутил из медного провода, предварительно подвергнув его обжигу. Сейчас вижу что в своё время покрасил модель не очень удачно… Антенный ввод пришлось делать заново – родной отломился и потерялся…
Стойка с табличкой ТТХ – самодельная. Данные ТТХ уменьшины в 35 раз. Эмблема ВДВ взята из другого набора, в коробке была совсем другая декаль – от ГАЗ-ММ…
Модель БТР-ЗД решил не перекрашивать – пусть остаётся как есть – это определённый этап в моделизме. Иначе пришлось бы пришлось бы разбирать модель и что-нибудь сломалось…
В заключении хочу поблагодарить своих друзей, помогавших в создании модели:
Алексей Бобков - статья и чертежи ЗУ23-2 в журнале "БТТ";
Владислав Белогруд - фотографии ЗУ23-2;
Александр Зайцев - фотографии модели.