Приятно, когда после каждой командировки в памяти остаются хорошие воспоминания, новые контакты в записных книжках и, главное, настоящие товарищи в разных точках нашего континента. Так, в нынешнем году на полигоне воздушно-десантных войск России Струги Красные, что в Псковской области, мне посчастливилось познакомиться с интересным человеком — руководителем студии «ВДВ‑фильм», автором и режиссёром мультфильма «Десантник Стёпочкин» Виктором Васильевичем Хоменко. Ему слово.
О школьных годах и юности
Родился я в советской Украине, в городе Кривой Рог Днепропетровской области, в семье рабочих. Как любили говорить мои родители, под гудки утренней смены Криворожского металлургического завода «Криворожсталь», который находился в пятистах метрах от родильного отделения заводской больницы.
Этот завод поднимали еще мои дедушка и бабушка, позже отец с матерью трудились там, а через два десятилетия пришел туда работать и я. Признаюсь, особого желания у меня не было, ведь в детстве испытывал тягу к литературе, рисованию и кино. Родители узнали, что в пятом классе я опубликовал свою первую маленькую заметку в «Пионерской правде» и начал посещать кинокружок «Юный кривбассовец». Они посчитали, что это не занятие для мужчины, и даже немного пристыдили меня: «Что? Интеллигентом хочешь стать? Пойдешь на завод!». С тех пор я точно знал, что вместе со сталью на заводе закалять свой характер буду и я.
Мои «перья» белой вороны росли прямо пропорционально возрасту: не послушав родителей и не получив их согласия, поступил в Криворожскую детскую художественную школу.
За «художку» нужно было платить 20 рублей в год. И когда отец с матерью узнали об этом, сказали: раз ты такой самостоятельный, то мы согласны финансировать только половину суммы за обучение, а как и где заработать остальную часть денег, думай сам.
В СССР заработать 10 рублей 11‑летнему мальчишке было непросто. Следовало или экономить на школьном обеде, или отказаться от походов в кино, или на самом деле научиться зарабатывать. Перепробовал все варианты, за три месяца накопил свой «трудовой червонец»!
Вообще, я всегда был очень активным парнем, интересовался всем, чем угодно: посещал театральную студию, автошколу
ДОСААФ и даже секцию самбо. Уходил из дома рано, возвращался поздно. Мама однажды сказала, что я ушел в 14 лет и больше не вернулся. Она видела меня только спящим и изредка в выходной день, когда я помогал родителям по домашнему хозяйству.
Окончив восемь классов средней школы, я решил поступать в Симферопольское художественное училище, конкурс в которое был 15 человек на место. Жаль, не поступил, но твердо решил: в школу не вернусь!
Я пошел учиться в кулинарный техникум — и еще до армии имел диплом техника-технолога общественного питания 5‑го разряда. После этого даже успел получить приглашение на должность повара в вагон-ресторан на маршрутах дальнего следования, но поваром поработать так и не довелось… Хотя дома мне всегда с радостью уступают место у плиты.
Об армии и службе в воздушно-десантных войсках
В автошколе ДОСААФ я получил права на вождение грузовых автомобилей. В приписном свидетельстве мне написали: «Годен для службы в артиллерии».
Шел 1982 год, призывники знали, что у каждого из нас есть шанс попасть «за речку». Об этой войне открыто вслух ни по радио, ни по телевидению не говорили, газеты молчали.
На отборе в военкомате офицер с петлицами воздушно-десантных войск пригласил на собеседование призывников — человек около сорока — и начал рассказывать, что хочет предложить нам службу в теплом краю, где много песка. Все понимали: этим теплым краем будет Афганистан.
В конце беседы офицер спросил: «Кто не хочет в мою команду?». Руку поднял только один парень, он оправдывался тем, что недавно женился и супруга, мол, ждет ребенка. Остальные 39 холостяков разрешили ему покинуть кабинет. А уже через час наша команда из Днепропетровска ехала на поезде, но не на юг, а на… север, в Тульскую область.
И уже 24 мая 1982 года я в первый раз ступил на плац 1182‑го гвардейского артиллерийского полка 106‑й гвардейской воздушно-десантной дивизии в городе Ефремове. До принятия Военной присяги совершил несколько прыжков с парашютом с самолетов Ан‑2 и Ан‑12. Всего за годы службы в ВДВ было более 20 прыжков, десять из которых — с военно-транспортного самолета Ил‑76. К слову, свой «крайний» прыжок совершил в 2012 году. Как сейчас помню, ребята у нас были со всего Советского Союза — все очень разные, но дружные.
На третий день после службы, как только я встал на воинский учет в военном комиссариате, члены бюро райкома комсомола пригласили меня на собеседование, на котором предложили работу либо в милиции, либо в пионерском лагере. Я выбрал работу с детьми. Как-никак в армии был командиром отделения и считал, что с отрядом из 40 детей я справлюсь…
О том, как попал в журналистику
Родители были не очень довольны тем, что я работаю пионервожатым… Поэтому, хорошенько подумав, ушел на «Криворожсталь». Моя месячная зарплата достигала иногда 900 рублей (в то время это была стоимость чехословацкого мотоцикла «Ява» — мечты всех моих ровесников).
В то время я уже был женат, и нужно было думать не только о себе, но и о семье. Некоторое время по приглашению работал в пионерском лагере «Артек».
Моя жизнь в тот период проходила в ритме «кино — театр — живопись — журналистика — семья».
…В 1990 году я стал победителем международного конкурса советских молодых журналистов в Японии и был приглашен на прием к премьер-министру Страны восходящего солнца в Токио. А в столице японской киноиндустрии Киото на творческой встрече с режиссерами и продюсерами показал свои литературные работы. После этого мне предложили год поработать сценаристом. Казалось, что проблем — никаких. Оставалось лишь приехать домой, уволиться из школы и вместе с супругой улететь в Японию. Но все планы рухнули после августа 1991 года, когда распался Советский Союз… И, думаю, не только у меня.
Но тем не менее то, что японцы заинтересовались моими проектами, и явилось стартом в творческую жизнь. С 1993 года я начал работу в кино и на телевидении.
О мультфильме «Десантник Стёпочкин»
Хочу сразу уточнить, что картину любого жанра создает не один человек — как минимум пять-шесть.
Идея создать веселый фильм о десантниках в мире отечественного кино витала в воздухе давно. Но не каждый кинорежиссер мог решиться на это в данном жанре. Раз в двадцать лет на экранах страны появлялась картина, которая вызывала улыбку у зрителей при виде приключений гвардейцев‑десантников. В 1955 году это был фильм «Максим Перепелица» (режиссер Анатолий Граник), а в 1976 году — музыкальная комедия «Между небом и землей» (режиссеры Михаил Бадыкян и Валерий Харченко).
История десантника Стёпочкина начала создаваться в 2001 году. Режиссер мультфильма Тимур Курбаналиев очень рисковал: анимации на тему ВДВ еще никто не делал. За создание образа главного героя отдельный поклон Николаю Маковскому. История превращения Стёпочкина из мальчишки в сержанта ВДВ — это коллективный труд.
Николай и Тимур не служили в крылатой гвардии и представление о ней имели, как сказал Тимур Курбаналиев, «через забор»: солдатские байки, дембельские альбомы с юмористическими рисунками-кальками и мое личное знание службы… Воспоминания о сослуживцах «варились» на анимационной кухне не один месяц. В результате получился мультипликационный фильм, в котором мальчик Стёпочкин всегда был послушным. Он пока еще не думал о том, кем станет в будущем, за него все решала мама. Она же и нашла ему престижный вуз… Но однажды он увидел в небе десантников!
С этого момента все мысли парня только об армии. Стёпочкин оставляет институт и, приложив все силы, попадает в десант, чтобы осуществить свою мечту: прыгать с парашютом! Однако армейское окружение Стёпочкина — бравые десантники Сан Саныч и Кузя — ребята возрастные, которым до «дембеля» осталось совсем немного. Они понимают, что Стёпочкин-то хиловат будет, да и не умеет он ничего, правда, очень старается. Поэтому сослуживцы решают ему помочь. Ведь как говорит Сан Саныч: «Либо он нас убьет, либо мы сделаем из него настоящего десантника»…
Вот такой получился мультфильм. Зрительское признание взрослых и детей в России, странах СНГ, дальнего и ближнего зарубежья — лучшая оценка труда всей съемочной группы. Например, в Екатеринбурге в музее воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия» новогодние утренники с Дедом Морозом проводит наш Стёпочкин.
Однозначно будет продолжение фильма. Уже есть сценарий полнометражной анимационной ленты на 90 минут. Хотели бы посвятить этот проект 100‑летию Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии Василия Филипповича Маргелова. Даже посоветовались с командующим воздушно-десантными войсками Героем Российской Федерации генерал-полковником Владимиром Шамановым по сценарному вопросу о дальнейшей судьбе десантника Стёпочкина. Командующий порекомендовал сержанту Стёпочкину поступить в десантное училище. В фильме появятся новые герои, но останутся и прежние: генерал, комбат, мама Стёпочкина.
Главная проблема для нас — финансовая. Министерство культуры России готово было выделить 50 % необходимых денежных средств из бюджета, а дальше — рассчитывать на спонсоров. Однако осенние события в экономической жизни страны внесли свои коррективы. И теперь нам посоветовали искать финансовые средства самостоятельно. Время, мол, такое, что сейчас не до «мультиков»…
О других значимых проектах в кино и на телевидении
Мне дороги все проекты, в которые пришлось вкладывать частичку самого себя. Бессонные ночи в поиске идей, слезы и радость в период их воплощения. Это и программа Евгения Кириченко на НТВ «Забытый полк», и мой цикл фильмов «Детские мелочи для взрослых», и документальные киноистории «Лев Яшин. Поколение победителей» и «Личное дело генерала Маргелова», и три «десантных сезона» на Первом канале «Первый в армии», и первый музыкальный видеоальбом из 20 песен легендарного ансамбля ВДВ «Голубые береты»…
В 2013 году вышел фильм «Афганистан. До востребования», создававшийся под руководством кавалера трех орденов Красной Звезды ветерана воздушно-десантных войск воина-интернационалиста Олега Ивановича Гонцова.
Для работы над этим проектом мне трижды пришлось отправляться в командировку в Афганистан в 2012–2013 годах. Сейчас готовлюсь к четвертой поездке в Кабул, чтобы вместе с российским актером Михаилом Жигаловым выпустить в 2016 году документальный сериал «Кабульский транзит», рассказывающий о многовековой истории отношений между Афганистаном и Россией.
Кроме того, сейчас я работаю над документальным фильмом «Братья по оружию. Во имя общей победы», в основу которого положены судьбы двух фронтовиков Второй мировой войны из США и СССР. Один из героев фильма жив — это Владимир Терентьевич Куц, который был десантником и в Советской Армии, и в американской. Сейчас ему 89 лет. Летом нынешнего, 2015‑го, мы вместе с ним проехали по тем местам, где проходили его военные дороги в Германии и Австрии.
В настоящий момент готовлю киножурнал для воздушно-десантных войск России «Десантура», который будет выходить раз в квартал для демонстрации в воинских гарнизонах Вооруженных сил России.
О знакомстве с сыновьями Маргелова
В 2008 году был снят восьмисерийный фильм «Десантный Батя» — о судьбе генерала Василия Маргелова. Я, как и Василий Маргелов, родом с Днепропетровщины, но живу и работаю в Москве. В российской столице познакомился с его сыновьями. Каждый из них — выдающаяся личность. Старший, Геннадий, — генерал-майор. Анатолий — доктор технических наук, профессор, автор более 100 патентов и изобретений в сфере военно-промышленного комплекса. Виталий — профессиональный разведчик, сотрудник КГБ СССР и СВР России, позже — общественно-политический деятель; генерал-полковник, депутат Государственной думы. Василий — майор запаса, первый заместитель директора Дирекции международных связей Российской государственной радиовещательной компании «Голос России». Младший, Александр, — офицер ВДВ, удостоен звания Героя России. Они предоставили мне архив своего отца, благодаря чему был снят фильм «Десантный Батя», главную роль в котором сыграл заслуженный артист РФ Михаил Жигалов.
О встрече
с генерал-полковником Владимиром Шамановым
В 2005 году я снимал для Первого канала документальный фильм, посвященный 75‑летию воздушно-десантных войск и жизни десантника номер один генерала армии Василия Филипповича Маргелова. Его сын Александр порекомендовал мне взять интервью у Владимира Шаманова, который сможет рассказать, как он, будучи курсантом Рязанского воздушно-десантного командного училища, общался с легендарным Маргеловым. С той самой встречи и началось наше знакомство с Владимиром Анатольевичем Шамановым, в 2009 году ставшим восемнадцатым командующим воздушно-десантными войсками России. После нашей первой встречи прошло лет 10. Но, как часто пишут драматурги в сценариях, это уже совсем другая история.
Генерал-полковник Владимир Шаманов — первый зритель и кинокритик всех моих киноработ за «крайние» годы.
О Беларуси и белорусах
Беларусь я люблю как второй отчий дом. Душа здесь отдыхает и радуется. Это чистая и приветливая братская страна, в которой у меня очень много друзей. Добрые и хлебосольные товарищи в Минске и Витебске всегда рады видеть меня и мою семью в своих домах. Бываю у них нечасто, но раз в год заезжаю в гости, когда нахожусь в Беларуси. Был на праздновании юбилея 103‑й гвардейской отдельной мобильной бригады, все очень понравилось. А еще я очень люблю вашу кухню, безумно нравятся драники. В планах — создать совместный российско-белорусский документальный кинофильм о ветеранах воздушно-десантных войск. Это задумка на ближайшие годы…
Источник: Белорусская военная газета «Во славу Родины», выпуск № 232
Записал старший лейтенант Олег Некало, фото автора и из архива Виктора Хоменко