Шафаренко Павел Менделеевич На разных фронтах. Записки командира дивизии ------------------------------------------------ Шафаренко П. М. На разных фронтах. Записки командира дивизии. — М.: Воениздат, 1978. — 285 с.
Аннотация издательства: Павел Менделеевич Шафаренко в годы Великой Отечественной войны командовал воздушно-десантной бригадой, а затем рядом общевойсковых соединений, в том числе легендарной 25-й гвардейской стрелковой дивизией. Автор повествует о боях, в которых ему довелось участвовать, о подвигах советских воинов, их мужестве и героизме, о встречах с видными полководцами. Особый интерес представляют свидетельства П. М. Шафаренко о выдающемся подвиге гвардейцев взвода лейтенанта П. Широнина и действиях бойцов-интернационалистов отдельного чехословацкого батальона Людвика Свободы. +++++++++++++++++++++++++++++++++
Начальником штаба 6-й воздушно-десантной бригады я был назначен в мае 1941 года с должности начальника оперативного отделения штаба 16-й стрелковой дивизий, которая находилась в Эстонии.
Воздушно-десантная бригада того времени — это свыше 3000 парашютистов, сведенных в четыре парашютно-десантных батальона, артиллерийский дивизион, разведывательная и саперная роты, противотанковая батарея и подразделения обеспечения.
Разговор в купе смолк, каждый думал о чем-то своем. А мне вспоминался мой приезд из Прибалтики в Первомайск, где тогда формировался 3-й воздушно-десантный корпус. ++++++++++++++++++++++++++++
Командир бригады первое время приглядывался ко мне. Я, конечно, не имел воздушно-десантной подготовки. Пришлось все начать, как говорится, с нуля. И я старался, не считаясь со временем, знал: страна готовится к схватке с врагом. Кадровый парашютист, Виктор Григорьевич оценил усердие, с каким я взялся за дело, и сам провел со мной несколько занятий по укладке парашюта, на примерах из своей практики разъяснил, к чему приводит малейшая небрежность.
— А первый прыжок это как первая любовь — на всю жизнь, — говорил Жолудев, когда мы шли с ним к самолету. — Хотя запоздал ты немного, начальник штаба, с первым прыжком. Это лучше делать в начале службы или даже до нее.
Мой первый прыжок состоялся под непосредственным руководством Жолудева. Отделившись от самолета, я спустя несколько секунд с огромной радостью почувствовал толчок от раскрывшегося парашюта, потом увидел в воздухе невдалеке от себя Виктора Григорьевича. Он смеялся, показывая большим пальцем руки, что все идет хорошо. Навстречу нам неслась земля. Было и немного страшновато, и интересно, как каждому новичку...
Зато по общевойсковым дисциплинам я уже мог передавать свои знания десантникам и проводил много занятий с командирами, подразделениями и штабами по тактике и штабной службе. Прим. - см. о десантниках Жолудева при обороне Сталинграда ("Спецназ России", В. Степаков)
+++++++++++++++++++++++++++ Земля дышала теплом. Хотелось, бросив на нее плащ-палатку, хоть немного отдохнуть. Но подъехал подполковник Жолудев, привез из корпуса приказ. С рассветом нам предстояло участвовать в контрударе вместе с 206-й стрелковой дивизией полковника С. И. Горшкова. (С.И.Горшков - в будущем командир 5-го Донского гвардейского казачьего кавкорпуса - ПРОВЕРИТЬ) .... Весь день бригада отражала непрерывные атаки фашистов, рвавшихся к Киеву...
К концу дня мы закрепились на юго-западной окраине города. К этому времени левее нас, в направлении Голосеевского леса, +++++++++++++++++++++++++++ 13 августа войска армии перешли в наступление. Бригадам ставилась ближайшая задача — овладеть Жулянами, Красным Трактиром и Голосеевским лесом, находившимся у юго-западной окраины Киева. Потеря этих пунктов лишила бы врага возможности вести наблюдаемый артиллерийский обстрел города.
После сильной артподготовки десантники в едином порыве перешли в стремительную атаку. Наше наступление было для гитлеровцев совершенно неожиданным. Они попытались огнем и контратаками задержать нас, но безуспешно.
С ходу овладели десантники селом Красный Трактир. На улице догорали разбитые машины, лежали убитые, еще дымились воронки. Жителей не было видно.
Жуляны и Голосеевский лес освободили 212-я и 5-я бригады нашего корпуса. Армия шла вперед. Но как же тяжело доставались в то время, при таком неравенстве сил и средств, эти успехи!
Многих десантников потеряли мы здесь. Но как закалились и выросли за двадцать дней непрерывных боев командиры и бойцы, оставшиеся в строю! Киев, где мы получили боевое крещение, где мы учились бить врага, навсегда остался в нашем сердце.
Измотав и обескровив ударную группировку врага, наши войска к 26 августа отбросили его от Киева на 15–20 километров. Непосредственную угрозу городу временно ликвидировали. За успешные боевые действия личному составу 3-го воздушно-десантного корпуса была объявлена благодарность Наркома обороны, ЦК КП(б)У и Совнаркома Украины... +++++++++++++++++++++++++++++