Светлой памяти гвардейцев 137-го парашютно-десантного полка, погибших на учениях в Монголии в марте 1979 года.
В период с 9 по 26 марта 1979 года в приграничных военных округах на востоке страны, на территории Монголии и Тихоокеанском флоте были проведены войсковые и флотские учения. Всего в учениях принимало участие двадцать общевойсковых и авиационных дивизий. Общая численность привлекаемых на учение войск составила более 200 тыс. человек личного состава, свыше 2,6 тыс. танков, около 900 самолетов и 80 кораблей. Наиболее крупными были войсковые учения в Монголии, в которых приняли участие шесть мотострелковых и танковых дивизий, причем три из них дополнительно введены в МНР из Сибири и Забайкалья. Кроме того, в мероприятиях на территории этой республики было задействовано две бригады, до трех авиационных дивизий, а также соединения и части усиления. В ходе учений проводилось боевое слаживание войск. Соединения и части в сложных климатических и природных условиях совершали марши на большие расстояния из Сибири в МНР (более 2 тыс.км). Войска перегруппировывались по железной дороге, перебрасывались по воздуху.
106 гв.вдд была поднята по тревоге 9.03.1979 года и одним рейсом с полным боекомплектом и полковыми запасами, менее чем за сутки с момента объявления тревоги была переброшена из мест постоянной дислокации в Забайкалье. (Около 7000 км.) Было задействовано порядка 400 самолетов ВТА, взлетали из аэродромов 51 гв. пдп. - Ефремова и Липецка, 137 гв. пдп - Рязани, 331 гв. пдп - Иваново. 51 гв.пдп перелет совершал на ИЛ -76, 137 гв.пдп на АН-22, 331гв.пдп л.с на ИЛ-76, техника на АН-12. В ходе перелета самолеты делали посадку для дозаправки топливом и горячего обеда л.с.. АН-22, на котором летел я, садился, в районе Семипалатинска. Летевшие из Липецка дозаправку производили в «Купино» Новосибирск. Из Иваново в Омске и Барнауле. В самолете 1 офицер, экипажи боевых машин: командир, механик, наводчик и четыре боевых машины. Остальной личный состав летел без техники. В ЗабВО дивизия была рас сосредоточена по аэродромам: управление дивизии и 1/51гв.пдп, р.р.,1182 гв.ап. "Домна" р-он г. Чита, 137гв.пдп и 51 гв. пдп "Степь" р-он Оловянная, 331гв.пдп "Чиндант", ст. Безречная, р-он г. Борзя.
Дальнейшие учения с десантированием и боевой стрельбой 137 гв.пдп должны были проходить на территории МНР в районе н.п. Арвайхээр ( по русскому, Арбай-Хэрэ) , на горном плато на высоте около 2000м., в сложных условиях: голая, каменная, бесснежная пустыня температуры днем -10-20°С, ночью -25-30°С . Где то, за два дня до десантирования, в Монголию, под руководством заместителя командующего ВДВ генерала Калинина П.Г., была переброшена, группа офицеров управления командующего ВДВ, командир 106 гв. вдд дивизии Подколзин Е.Н. с частью управления дивизии и офицерами 137 гв. пдп, с задачей подготовить площадку приземления и провести рекогносцировку. Учениями руководил первый заместитель Министра Обороны СССР Маршал Соколов С.Л. В день десантирования порывы ветра достигали 20-30 м/с.
Десантировали из ИЛ-76. Первый борт три БМД-1 на ПРСМ-915, (702, 740 и БМД 3 роты), все разбились при приземлении, не сработали реактивные системы. Второй борт был с личным составом, десантировали 92 десантников: часть управления полка главе с командиром полка майором Топоровым В.М., начальник артиллерии полка Зарубин А.А., начальник ПВО полка Крестьянов С.А. , начальник связи полка м-р Калитин В.С., командир развед роты полка ст. л-т. Черемухин О.Я, его заместитель ст. л-т Пузанков В.М. и командир взвода Александров С., механики водители орр, и роты связи, командир 1пдб Супрунов В. с начальником связи, командиры 1 роты Белов В.И, 2 роты Гонтащюк И. и часть механиков водителей 1пдб, командир 2пдб м-р Миронов В.И., нач. связи батальона ст. л-т. Давыдкин В.И., командиры рот Михайловский А.Т., Кожуров В. и механики-водители 2пдб, командир 3пдб Дедюхин В., командиры рот Гладышев Н., Крымский В., Зюмченко В., механики водители 3пдб и несколько офицеров ВДС дивизии и управления ВДВ, из-за которых с борта сняли командир 3 роты Крот, начальник связи 3 пдб Абросимов А. К сожалению, всех перечислить не могу. Замысел был, что бы управления полка и командиры батальонов и рот по приземлению организовали управление и сбор личного состава, а механики отыскали свои машины и рас швартовали их. Прыгали мы в два потока. После сигнала «Отбой», выпускающие с трудом удержали «хвосты» потоков. Площадка приземления, представляла из себя: ровную смерзшуюся поверхность из щебенки, как крупная «наждачная бумага» при протаскивании зимнее десантное обмундирование протиралось до тела за пару минут. Кто то, как и командир полка Топоров В.М. обрезал стропы и избежали протаскивания. Кто то, приземлялся как на "воду" освобождаясь от подвесной системы при касании земли. Кому-то быстро оказали помощь и погасили купола. Вот что вспоминает механик - водитель 3роты Александр Будкин: "я травмы получил от того что не смог сразу купол потушить, меня таскало, от запаски моментально остался только каркас, «десантура» в тряпье превратилась «кирзачи» тоже стерлись моментально! Ты ведь знаешь какой порыв ветра был на площадке приземления, я помню, то что нас ловили на МАЗах, потом санитарные машины маленькие такие были (ТПК) с носилками водитель и санитар". Приземлившихся парашютистов ловили на Уазиках и МАЗах, роты материального обеспечения 20 отдельной разведывательной бригады (командир п/п-к Ушаков В. С.) дислоцированной в Монголии и приданного для обеспечения десантирования. И даже вертолетами собирали по близлежащим сопкам. Из воспоминаний вертолетчика Домбрачева И.Г.:" Приходилось пролетать по пустыне дальше десантников, выпускать бортового техника и правого летчика, что бы те гасили парашюты и заносили десантников в вертолет. В каждом вертолете было по 5-6 пострадавших». При приземлении погибли три десантника, все механики – водители: из 7 пдр Усольцев и Саидов, и механик-водитель из первого взвода 8 пдр. Более 50 человек с травмами различной тяжести были госпитализированы, в том числе и командир 2 пдб Миронов В.И. Только идеально ровная местность и отсутствие препятствий на площадке позволило избежать больших жертв. Остальные самолеты с личный составом и техникой 137 гв. пдп были посажены на аэродром "Домна", после переброшены на аэродром "Степь". Руководил начальник штаба полка Старчук Н.М.
Учения закончились и самолетами ВТА дивизия была возвращен к местам постоянной дислокации, но из-за плохой погоды перелет 137 гв. пдп был до Витебска, борт с пострадавшими во время десантирования садился на аэродром "Сеща" Брянская обл. Переночевали и на следующий день перелетели в Рязань. 51 гв. пдп возвращался на АН-22, на аэродром «Сеща», в Тулу л.с. полка перебрасывали двумя бортами АН-12 в течении дня. Техника с механиками - водителями возвращалась эшелонами (в среднем от 10 до 15 дней). Погибших прямо из Забайкалья доставили в места призыва в сопровождении зам.политов рот. По результатам «учений» несколько офицеров были награждены орденами «Красной Звезды», среди их и командир развед. роты 137 гв. пдп ст. л-т. Черемухин О.Я. и несколько медалей «За Отвагу» и «За отличие в воинской службе» получили наиболее побитые десантировавшие. Вспоминает механик водитель развед роты 137 гв.пдп Александр Серых: «Из моего призыва получили при приземлении ранения - Романов Николай (Нижний Тагил) , наградили За отличие в воинской службе, Свительский Виктор - Сыктывкар, Клюкин Геннадий - Казань., л-т. Кудров Геннадий.
К сожалению, мне не удалось восстановить все данные погибших, нет об этом записей и подробностей исторических формулярах 137 гв.пдп и 106 гв.вдд., нет данных в музее ВДВ. Прошу участников откликнутся!
В период с 9 по 26 марта 1979 года в приграничных военных округах на востоке страны, на территории Монголии и Тихоокеанском флоте были проведены войсковые и флотские учения. Всего в учениях принимало участие двадцать общевойсковых и авиационных дивизий. Общая численность привлекаемых на учение войск составила более 200 тыс. человек личного состава, свыше 2,6 тыс. танков, около 900 самолетов и 80 кораблей. Наиболее крупными были войсковые учения в Монголии, в которых приняли участие шесть мотострелковых и танковых дивизий, причем три из них дополнительно введены в МНР из Сибири и Забайкалья. Кроме того, в мероприятиях на территории этой республики было задействовано две бригады, до трех авиационных дивизий, а также соединения и части усиления. В ходе учений проводилось боевое слаживание войск. Соединения и части в сложных климатических и природных условиях совершали марши на большие расстояния из Сибири в МНР (более 2 тыс.км). Войска перегруппировывались по железной дороге, перебрасывались по воздуху.
106 гв.вдд была поднята по тревоге 9.03.1979 года и одним рейсом с полным боекомплектом и полковыми запасами, менее чем за сутки с момента объявления тревоги была переброшена из мест постоянной дислокации в Забайкалье. (Около 7000 км.) Было задействовано порядка 400 самолетов ВТА, взлетали из аэродромов 51 гв. пдп. - Ефремова и Липецка, 137 гв. пдп - Рязани, 331 гв. пдп - Иваново. 51 гв.пдп перелет совершал на ИЛ -76, 137 гв.пдп на АН-22, 331гв.пдп л.с на ИЛ-76, техника на АН-12. В ходе перелета самолеты делали посадку для дозаправки топливом и горячего обеда л.с.. АН-22, на котором летел я, садился, в районе Семипалатинска. Летевшие из Липецка дозаправку производили в «Купино» Новосибирск. Из Иваново в Омске и Барнауле. В самолете 1 офицер, экипажи боевых машин: командир, механик, наводчик и четыре боевых машины. Остальной личный состав летел без техники. В ЗабВО дивизия была рас сосредоточена по аэродромам: управление дивизии и 1/51гв.пдп, р.р.,1182 гв.ап. "Домна" р-он г. Чита, 137гв.пдп и 51 гв. пдп "Степь" р-он Оловянная, 331гв.пдп "Чиндант", ст. Безречная, р-он г. Борзя.
Дальнейшие учения с десантированием и боевой стрельбой 137 гв.пдп должны были проходить на территории МНР в районе н.п. Арвайхээр ( по русскому, Арбай-Хэрэ) , на горном плато на высоте около 2000м., в сложных условиях: голая, каменная, бесснежная пустыня температуры днем -10-20°С, ночью -25-30°С . Где то, за два дня до десантирования, в Монголию, под руководством заместителя командующего ВДВ генерала Калинина П.Г., была переброшена, группа офицеров управления командующего ВДВ, командир 106 гв. вдд дивизии Подколзин Е.Н. с частью управления дивизии и офицерами 137 гв. пдп, с задачей подготовить площадку приземления и провести рекогносцировку. Учениями руководил первый заместитель Министра Обороны СССР Маршал Соколов С.Л. В день десантирования порывы ветра достигали 20-30 м/с.
Десантировали из ИЛ-76. Первый борт три БМД-1 на ПРСМ-915, (702, 740 и БМД 3 роты), все разбились при приземлении, не сработали реактивные системы. Второй борт был с личным составом, десантировали 92 десантников: часть управления полка главе с командиром полка майором Топоровым В.М., начальник артиллерии полка Зарубин А.А., начальник ПВО полка Крестьянов С.А. , начальник связи полка м-р Калитин В.С., командир развед роты полка ст. л-т. Черемухин О.Я, его заместитель ст. л-т Пузанков В.М. и командир взвода Александров С., механики водители орр, и роты связи, командир 1пдб Супрунов В. с начальником связи, командиры 1 роты Белов В.И, 2 роты Гонтащюк И. и часть механиков водителей 1пдб, командир 2пдб м-р Миронов В.И., нач. связи батальона ст. л-т. Давыдкин В.И., командиры рот Михайловский А.Т., Кожуров В. и механики-водители 2пдб, командир 3пдб Дедюхин В., командиры рот Гладышев Н., Крымский В., Зюмченко В., механики водители 3пдб и несколько офицеров ВДС дивизии и управления ВДВ, из-за которых с борта сняли командир 3 роты Крот, начальник связи 3 пдб Абросимов А. К сожалению, всех перечислить не могу. Замысел был, что бы управления полка и командиры батальонов и рот по приземлению организовали управление и сбор личного состава, а механики отыскали свои машины и рас швартовали их. Прыгали мы в два потока. После сигнала «Отбой», выпускающие с трудом удержали «хвосты» потоков. Площадка приземления, представляла из себя: ровную смерзшуюся поверхность из щебенки, как крупная «наждачная бумага» при протаскивании зимнее десантное обмундирование протиралось до тела за пару минут. Кто то, как и командир полка Топоров В.М. обрезал стропы и избежали протаскивания. Кто то, приземлялся как на "воду" освобождаясь от подвесной системы при касании земли. Кому-то быстро оказали помощь и погасили купола. Вот что вспоминает механик - водитель 3роты Александр Будкин: "я травмы получил от того что не смог сразу купол потушить, меня таскало, от запаски моментально остался только каркас, «десантура» в тряпье превратилась «кирзачи» тоже стерлись моментально! Ты ведь знаешь какой порыв ветра был на площадке приземления, я помню, то что нас ловили на МАЗах, потом санитарные машины маленькие такие были (ТПК) с носилками водитель и санитар". Приземлившихся парашютистов ловили на Уазиках и МАЗах, роты материального обеспечения 20 отдельной разведывательной бригады (командир п/п-к Ушаков В. С.) дислоцированной в Монголии и приданного для обеспечения десантирования. И даже вертолетами собирали по близлежащим сопкам. Из воспоминаний вертолетчика Домбрачева И.Г.:" Приходилось пролетать по пустыне дальше десантников, выпускать бортового техника и правого летчика, что бы те гасили парашюты и заносили десантников в вертолет. В каждом вертолете было по 5-6 пострадавших». При приземлении погибли три десантника, все механики – водители: из 7 пдр Усольцев и Саидов, и механик-водитель из первого взвода 8 пдр. Более 50 человек с травмами различной тяжести были госпитализированы, в том числе и командир 2 пдб Миронов В.И. Только идеально ровная местность и отсутствие препятствий на площадке позволило избежать больших жертв. Остальные самолеты с личный составом и техникой 137 гв. пдп были посажены на аэродром "Домна", после переброшены на аэродром "Степь". Руководил начальник штаба полка Старчук Н.М.
Учения закончились и самолетами ВТА дивизия была возвращен к местам постоянной дислокации, но из-за плохой погоды перелет 137 гв. пдп был до Витебска, борт с пострадавшими во время десантирования садился на аэродром "Сеща" Брянская обл. Переночевали и на следующий день перелетели в Рязань. 51 гв. пдп возвращался на АН-22, на аэродром «Сеща», в Тулу л.с. полка перебрасывали двумя бортами АН-12 в течении дня. Техника с механиками - водителями возвращалась эшелонами (в среднем от 10 до 15 дней). Погибших прямо из Забайкалья доставили в места призыва в сопровождении зам.политов рот. По результатам «учений» несколько офицеров были награждены орденами «Красной Звезды», среди их и командир развед. роты 137 гв. пдп ст. л-т. Черемухин О.Я. и несколько медалей «За Отвагу» и «За отличие в воинской службе» получили наиболее побитые десантировавшие. Вспоминает механик водитель развед роты 137 гв.пдп Александр Серых: «Из моего призыва получили при приземлении ранения - Романов Николай (Нижний Тагил) , наградили За отличие в воинской службе, Свительский Виктор - Сыктывкар, Клюкин Геннадий - Казань., л-т. Кудров Геннадий.
К сожалению, мне не удалось восстановить все данные погибших, нет об этом записей и подробностей исторических формулярах 137 гв.пдп и 106 гв.вдд., нет данных в музее ВДВ. Прошу участников откликнутся!