"Классические, беспримесные образцы того самого социалистического реализма"
"Классические и беспримесные" - это глиняный пионер с барабаном, да баба с веслом. И клюква от Александрова и Пырьева. Фильмы вида "эх, хорошо в стране советской жить" и "любовь тракториста". А эти два фильма ("Премия" и "Мы, нижеподписавшиеся", - ЛВ.) снимали уже в период острого кризиса советской системы и идеологии. В особенности, "Мы, нижеподписавшиеся". Это никакой не соцреализм. Ни по эстетике, ни по внутренней драматургии. Очень его люблю, кстати. Не знаю уже сколько раз смотрел.
Это пишет некий либероидный гавнюк под ником uldemir1 из ЖЖ. Так думают многие пораженные ржавчиной молодые ( и не только...лично встречал) люди.
Приведу ответ на это уважаемого Л.Вершинина:
"Пионер с барабаном", говорит уважаемый uldemir1. "Баба с веслом", говорит.
Ну да, все верно: с барабаном и с веслом.
И оба глиняные.
Хе-хе два раза, ага.
Вот только ситуацию надо понимать.
Была взбаламученная страна, были сотни тысяч молодых парней и девчат, хлынувших в города, и всех их надо было приспособить к учению, к труду, сломав привычные, въевшиеся стереотипы. Они не догоняли изысков. Им надо было, чтобы все весомо, грубо, зримо. Чтобы, если уж девка, то всем девкам девка - сисястая, бедрастая, скуластая, короче, такая же, как любая из них, - но! - не в трех платках и двух кацавейках, а в купальнике, красивая, нос пистолетом, и с воооот таким веслом. Чтобы каждой Дуне, каждой Мане, каждой Сулико и каждой Гюльчатай тоже захотелось.
Такими уж были тогда Дуни и Мани. Не говоря уж о Сулико, а тем паче Гюльчатай. Они понимали только так, и никак иначе, а чтобы научились понимать иначе, нужно было сперва заставить размотать платки и, не боясь позора, натянуть купальники.Точь в точь, как Суворов вязал к левой ноге новобранцев солому, а к правой сено, чтобы деревенским бычкам было понятно, - а потом бычки вырастали в чудо-богатырей. И с пионерами то же. И статУй этих, бездарных, но наглядных, нужно было много, в каждый райцентр, в каждую деревню. Тут, сами понимаете, никакой бронзы и никакого мрамора не напасешься, и потому - глина.
"Клюква от Александрова", говорит уважаемый uldemir1. "Клюква от Пырьева", говорит.
И зря, между прочим, говорит.
Музыкальная комедия (и даже не очень комедия) - это такой жанр особый. Типа помянутой бабы с веслом и пионера с барабаном. Все намерено ярко, выпукло, радостно. Не совсем, как в жизни. Чтобы тоску не нагоняло, а наоборот. Искать что в александровских "Веселых ребятах", "Цирке" и "Светлом пути", что в пырьевских "Трактористах", "Свинарке и пастухе" и "В 6 часов вечера после войны" рельные картинки советской жизни 30-40-х годов глупо. Так же глупо, как изучать детали борьбы с мафией по "В джазе только девушки" или нюансы гибели Рейха по "Девушке моей мечты".
Вот только у м-ра Уайлдера и херра Якоби чисто смех ради смеха, - уколоться и забыться, - и все.
А вот у Григория Васильевича с Иваном Алексеевичем - нет. Они снимали свои фильмы не про свинарок, пастухов и трактористов, а для них, по заветам дедушки Дурова, учившего: "Забавляя, поучай".
И им верили.
Потому что, сколько ни квакай, но:
"Веселые ребята" сообщали зрителю: хмурые годы прошли, джаз уже можно, и ты, простой пастушок, если имеешь слух и бросишь бухать, можешь стать крутым джазменом.
И ведь становились!
И "Цирк", при всех своих "ля-ля, фа-фа", вталдычивал: нет разницы, кто черный, а кто белый, у нас все равны, а у них там негров линчуют.
И ведь линчевали!
И "Светлый путь" растолковывал: не дрейфь, подруга, выползай из норы, иди работать, учись, и, гладишь, из замарашки вырастешь из пешек в королевы.
И ведь вырастали!
И "Трактористы" на пальцах раскладывали: не бось, паря, армии, отслужишь, навостришься танк водить, а трактор танка проще, а тракторист завсегда первый парень на селе, и все девки будут твои.
И ведь были!
И "Свинарка и пастух" вбивали в мозги: не ломайся, добивайся своего, и заметят, и вызовут в Москву, и там, в Москве, ты встретишь самую-самую девушку, с которой никогда бы не встретился, если бы сломался.
И ведь встречали!
А уж "В 6 часов вечера после войны", - снятые, напомню, задолго до Победы, еще в 1944-м, - вообще криком кричали: Победа неизбежна, солдат!.. и если тебя ждут, то обязательно дождутся, всем смертям назло!
Короче говоря, да простит меня уважаемый uldemir1, но пролетает он со своей "клюквой".
Высоко пролетает и круто..
Ведь сами видите, дорогие френды и не френды: не так уж, если разобраться, они просты, эти глиняные пионеры с барабанами, девушки с веслом и прочие родимые пятна социалистического реализма...
А